ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛУХ - это речевой слух, это умение слушать, способность выделять,
воспроизводить и различать фонемы, то есть звуки речи.
Сформированность
фонематического слуха, является залогом успешного обучения ребенка
грамоте в школе. Звуковой анализ и синтез слова - это умение правильно
назвать по порядку звуки в слове, различать и называть «гласные» и
«согласные» звуки в словах, умение услышать «звук» и перевести его в
графический символ «букву», и, наоборот, увидев «букву» правильно ее
прочитать, то есть дать ей звуковую окраску.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха.
1. Хлопни в ладоши
Детям
предлагают внимательно послушать и хлопнуть в ладоши, когда они услышат
заданный звук в ряду других звуков. Например «А» - взрослый произносит «
У-И-А-О-И-А-У-А». Ребенок хлопает в ладоши, услышав звук «А»
2. Определи первый звук
Сначала
детей учат слышать, определять первый звук в слове (если слово
начинается на гласный звук, то звук должен стоять под ударением
«облако»). Например, ИРА, ОСТРОВ, АИСТ, МАШИНА, КОШКА, РЫБА и т.д.
3. Где звук?
Определение
позиции звука «С» в слове: в начале, в середине, в конце. Например,
СОВА - НОСОК - АВТОБУС.» Дети сидят за столом, у каждого из них полоска и
фишка /кружок/. Педагог или родители называют слово, в зависимости от
того где слышится звук фишка ставиться в начало, конец или середину
полоски.
4. Подбери словечко
Подбор
слов с определенным звуком, например «Ш». Педагог или родители
показывают ребенку картинки и называют их. Ребенок должен выбрать
картинки, начинающиеся на заданный звук.
5. Фанты
Педагог
или родители называют какой-нибудь звук и просят детей придумать слова,
в которых встречается этот звук. За каждое правильно придуманное слово
ребенок получает фант.
6. Возьми картинку
Различение
слов-паронимов близких по звуковому составу. Перед ребенком лежит ряд
картинок на которых изображены различные предметы. Взрослый называет
слова, а ребенок кладет перед собой картин с изображением предметов.
Например, ДОМ-КОМ, МИШКА- МИСКА, МАК-БАК, ЛАК- РАК.
Рис 2. Крыса-крыша, мишка-миска, лак-рак.
7. Телеграф
Деление
слов на слоги с помощью хлопков, шагов, отбивание мячом: ВА-ТА,
СО-БА-КА, БУ-СЫ. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько
слогов в этом слове.
Такое
многообразие игровых дидактических приемов позволяет
учителю-логопеду, родителям, педагогам детских садов постоянно
поддерживать интерес детей к занятиям в процессе формирование
фонематического слуха.
В
общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь,
звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте,
непременно объясните малышу.
Не подделывайте
свою речь под детскую, своевременно устраняйте нарушения
звукопроизношения у ребенка и это будет залогом правильно и четкой речи
вашего ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий